Виды ювелирной огранки камней и их особенности

Огранка драгоценных камней – один из важных этапов технической обработки камня, от которого зависит внешний вид, а значит и цена готового изделия. Причём, важна не столько форма, сколько качество работы – точность нанесения граней, а также умение мастера подобрать ту или иную технику к конкретному минералу. Будет ли камень блистать в дорогом украшении либо окажется негодным – зависит от квалификации ювелира.

Цель огранки

Огранка драгоценных и полудрагоценных камней – кропотливая и трудоёмкая работа. Главная задача ювелира – получить из невзрачного куска породы идеальный кристалл. Чтобы создать безупречный камень, необходимо добиться следующих целей:

  • С помощью граней максимально раскрыть игру света.
  • Сохранить или приумножить глубину цвета.
  • Создать идеальную форму.

Достичь поставленных задач можно только тогда, когда учтены физические свойства конкретного минерала – твёрдость, хрупкость, чистота, оптические показатели. Эти моменты влияют на выбор способа огранки, количества граней, упор на сохранность цвета или же первоначальной массы самородка.

Ювелирная терминология

Прежде чем оценивать качество огранки, необходимо знать некоторые термины, которыми пользуются мастера при выполнении данного вида обработки самоцветов.

Для увеличения схемы кликните по ней.

огранка

Огранка минерала подразумевает разделения материала на такие зоны:

  • Площадка или лицевой фацет – самая большая грань камня, верхнее плоское основание. Ширина площадки измеряется в процентном соотношении к общей ширине самородка.
  • Павильон – нижняя часть камня.
  • Рундист – линия, отделяющая павильон от верхней части самоцвета. Эта граница задаёт периметр камня. Рундист служит местом закрепления огранённого минерала в оправе изделия.
  • Корона – верхняя часть камня, располагающаяся над рундистом и окружающая площадку.
  • Калетта – нижняя точка огранённого самородка. Изредка каллета, как элемент огранки, отсутствует. Иногда отсутствие этой части говорит о повреждении минерала.

понятия

Высекаемые грани также называют фацетами. Зависимо от вида огранки на один кристалл наносится до 240 фацетов. Каждая грань должна быть идеально ровной и располагаться под конкретным углом. При соблюдении пропорций в итоге удаётся полностью раскрыть красоту минерала.

Стили огранки

Выбор техники обработки камня зависит от разновидности минерала. Для непрозрачных самородков используется техника «кабошон» или попросту шлифовка. Прозрачные и полупрозрачные самоцветы гранят фацетной (или фасетной) огранкой.

Техника «Кабошон»

Шлифовка считается самым древним стилем обработки минералов. Для придания куску породы привлекательных форм, мастера отсекали лишние части кристалла и с помощью шлифовки добивались гладкой, ровной, блестящей поверхности. Сегодня этот способ обработки, названный «кабошоном», применятся к непрозрачным или частично пропускающим свет самоцветам.

Форма кабошона предусматривает выпуклость поверхности, что выгодно отражает световой поток. С обратной стороны отшлифованные камни плоские. Этот стиль особенно хорошо подчёркивает красоту минералов с эффектом кошачьего глаза или звездчатых камней, на поверхности которых красуется рисунок лучевой звезды.

Фацетная огранка

Для обработки драгоценных и полудрагоценных самоцветов применяется фацетная огранка, которая заключается в нанесении на поверхность камня определённого количества плоских граней. Такой вид обработки предусматривает несколько стилей:

  • Ступенчатый. Используя такой стиль, мастера делают боковые фацеты в форме равнобедренных треугольников либо трапеций. Площадка камня имеет вид многоугольника. Сами грани, имитируя ступеньки, наносятся друг над другом. Ступенчатая обработка также включает технику огранки таблицей – простая разновидность, предусматривающая всего две ступени (низ и верх).виды
  • Клиньевидный. Техника предусматривает комбинацию треугольных граней, создающих четырёхгранные пирамиды с трапецевидным основанием.
  • Фантазийный. Этот стиль объединяет в себе две техники – ступенчатую и клиньевидную.

    Фантазийная форма огранок
    Фантазийные формы огранок

Смешанная (фантазийная) огранка считается самой сложной, требующей от мастера высокой степени профессионализма. Стоимость такого камушка будет соответствовать проделанной работе. В итоге получают самоцвет, играющий всеми красками и бликами при разном освещении.

Русская огранка

Этот стиль стоит отдельным особняком среди всевозможных техник обработки драгоценных камней. Русская огранка, как самостоятельный вид, стала известна в те времена, когда западный мир увидел бриллианты, огранённые русскими ювелирами.

Отличительной особенностью этого стиля выступает первоочерёдность формы и симметрии, а не сохранность исходной массы минерала. Таким образом, русские мастера нещадно отсекали необходимое количество сырья, получая на выходе безупречно огранённый алмаз без малейших следов полировки или царапин. Этот совершенный стиль обработки используется сегодня повсеместно, а камни русской огранки считаются самыми дорогостоящими.

Приспособление для огранки

Многообразие разновидностей

Вставки из драгоценных камней в ювелирных украшениях пестрят разнообразием форм. Пытаясь раскрыть потенциал того или иного минерала, мастера годами придумывали различные способы нанесения фацетов, создавая шедевры привычных и необычных форм.

основный-виды-огранок
Основные виды огранок

Круг

Эту форму разработали ювелиры на заре XX века – эпоху, когда появились первые инструменты, с помощью которых стала возможной обработка самого твёрдого минерала на земле – алмаза. Классическая разновидность бриллиантовой огранки подразумевает нанесение 57 граней – 24 фацета располагают на павильоне и 33 фацета, включая площадку, наносят на корону. Некоторые алмазы обрабатывают проще, используя 17 или 33 фацета. Однако нанесение меньшего количества граней влечёт за собой значительную потерю исходной массы.

круг
Круг

Изумруд

Эта форма ступенчатой огранки получила название благодаря элитному дорогостоящему самоцвету. Однако изумрудной огранкой обрабатывают не только одноимённый минерал, но и другие самородки, обладающие большими размерами и высокой степенью прозрачности. Выглядит такой камень, как прямоугольник со скошенными краями. «Изумруд» не предусматривает бриллиантового блеска или переливов, зато завораживает яркими вспышками света, отражающегося от поверхности камня.

изумруд
Изумруд

Овал

Овальная форма стала популярной после 50-х годов ХХ века. Самоцветы в виде овала гранят клиньями, нанося 57 фацетов, что наделяет готовый камень ярким блеском и переливами. Овал лучше всего подходит для колец, зрительно утончая женские пальчики.

овал
Овал

Маркиз

Благородное название отображает вытянутый овальный камень с заострёнными краями. Считается, что это наименование дано в честь одной из фавориток французского короля Людовика XV – маркизы де Помпадур. Эта особа славилась страстной любовью к украшениям, а также обворожительной улыбкой. Этот вариант предполагает нанесение 55 граней, блики которых напоминают улыбку маркизы и выгодно смотрятся в разных видах ювелирных изделий.

маркиз
Маркиз

Груша

Очертания граней грушевидных кристаллов схожи с камнями вида «Маркиз». Такие самоцветы также по форме напоминают каплю, заострённый конец которой закрепляют в оправе изделия. Для получения камня «Груша», мастера наносят 55 или же 56 граней. Такой самоцвет привлекателен в подвесках или колье, так как визуально удлиняет шею обладательницы украшения.

груша
Груша

Сердце

Такая форма считается самой женственной и романтичной, равно как и наиболее дорогостоящей. Трудоёмкий процесс огранки требует соблюдения пропорций ширины и длины самоцвета 1:1. Технология создания «сердечек» напоминает огранку грушевидных кристаллов.

сердце
Сердце

Принцесса

Это кристаллы квадратной или прямоугольной формы, зависимо от которой наносится разное число фацетов – 49, 65 или 68. «Принцесса» использовалась с конца 70-х годов прошлого века, находя применение, как вставка для обручальных колец. При этом углы камня обязательно фиксировались оправой.

принцесса
Принцесса

Багет

Этот вариант ступенчатой огранки подходит только для минералов безупречного качества, так как малейшие изъяны самородка просматриваются даже без увеличения. Тем не менее, прямоугольный «Багет» смотрится благородно и респектабельно.

багет
Багет

Ашер

Форма «Ашер» похожа на изумрудную огранку, только с большим числом уровней. Зависимо от размера исходного сырья, мастер наносит от 25 граней, увеличивая число фацетов до 49, 72 или больше для крупных самоцветов. Обретя популярность в 30-х годах ХХ века, «Ашер» и сегодня держит свои позиции.

ашер
Ашер

Октагон

Октагон представляет собой ступенчатый восьмигранник. Преимущества разновидности – раскрытие чистоты самоцвета, игры переливов, а также защита от всевозможных повреждений хрупкого самородка.

октагон
Октагон

Радиант

Радиант – результат совмещения форм огранки «Принцесса» и «Изумруд», раскрывающий цвет, блеск и чистоту кристалла. Такой восьмигранник создают из исходников больших размеров, чаще используя готовые вставки для мужских ювелирных изделий.

радиант
Радиант

Бриолет

Одна из первых форм обработки крупных вытянутых алмазов. Для создания «Бриолета» самоцвет вдоль диаметра покрывается треугольными гранями, которых в классическом случае 56 штук. Этот метод усиливает игру световых бликов камня.

бриолет
Бриолет

Кушон

Огранка «Кушон» пришла со времён эпохи Барокко. В XVII – XVIII веках европейские бриллианты гранились «Кушоном», так как эта техника предполагала максимальную сохранность веса исходного сырья. Другое название формы – «Антик».

кушон
Кушон

Квадрат

Одна из форм ступенчатой огранки, предусматривающая одинаковую длину всех сторон самоцвета. Такие вставки выгоднее смотрятся в браслетах.

квадрат
Квадрат

Триллион

триллион
Триллион

Заключение

Качество огранки непосредственным образом влияет на красоту камня. Выбранная форма огранки, соблюдение пропорций, симметричность граней играют решающую роль при оценке приобретаемого изделия. Ведь от этих факторов зависит игра света, глубина и насыщенность цвета, чёткость форм самоцвета. Небрежность мастера приводит не только к утрате главных показателей качества, но и к повреждениям самородка, понижению стоимости, что автоматически переводит камень в категорию брака.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector